Мониторинг выпускников 2011-2012 год - скачать
Мониторинг выпускников 2012-2013 год - скачать
Мониторинг выпускников 2013-2014 год - скачать
Мониторинг выпускников 2015-2016 год - скачать
Профориетнация "Мой путь к профессии"
Программа профориентации для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
"Мой путь к профессии"
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Практика показывает, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
- сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
- нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;
- отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
- недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
- низкий уровень социально-бытовых умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
В нашем городе в связи с отсутствием градообразующих предприятий, наиболее острой проблемой является высокий уровень безработицы, отсутствие вакантных мест для людей имеющих ограниченные возможности здоровья. В нашем районе есть только одно учебное заведение, в котором выпускники с легкой умственной отсталостью могут получить профессии: штукатур, маляр.
Мониторинг жизнеустройства выпускников
КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы – интерната»
Учебный год |
Всего выпускников |
Продолжили обучение в ПУ |
Трудоустроены |
Инвалиды |
Не обучаются, не трудоустроены |
2011 – 2012 |
19 |
19 |
|
- |
- - |
2012 – 2013 |
22 |
16 |
- |
4 |
2 |
2013 – 2014 |
24 |
21 |
- |
1 |
2 |
Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы - интерната» видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.
Из общего количества выпускников школы - 30% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:
- неконкурентоспособны на рынке труда;
- вследствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющих данный диагноз существенно ограничены).
Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, школьной библиотеки, медработника.
В образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья подготовка к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе проводится работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.
Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Для систематизации мероприятий профориентационной работы и более эффективного решения вышеуказанных задач КГБОУ «Ужурская общеобразовательная школа- интернат» разработала программу профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цели программы:
- Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
- систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в школе -интернате
Практическая значимость:
- Разработанная программа может быть использована психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты работы и намеченные пути улучшения профориентационной работы привлекут внимание психологов и педагогов, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программа решает задачи:
- Изучить индивидуальные особенности личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы деятельности.
- Всесторонне изучить профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
- Решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
- Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, оказывать правовую и моральную поддержку детям из неблагополучных семей. Координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.
- Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: центром занятости населения, профессиональными училищами, специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями
Принципы реализации программы:
1)Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
2) Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).
3) Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
4) Учет возрастных, психологических особенностей детей. Далее >>