Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 02:17

КГБОУ "Ужурская общеобразовательная школа-интернат"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Выпускники

Мониторинг выпускников 2011-2012 год - скачать

Мониторинг выпускников 2012-2013  год - скачать

Мониторинг выпускников 2013-2014  год - скачать

Мониторинг выпускников 2015-2016  год - скачать

 

Профориетнация "Мой путь к профессии"

Программа профориентации для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

"Мой путь к профессии"

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных  факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, образовательное учреждение нацелено не только на формирование  необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих учащихся  к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Практика показывает, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;
  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует  профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В нашем городе в связи с отсутствием градообразующих предприятий, наиболее острой проблемой является высокий уровень безработицы, отсутствие вакантных мест для людей имеющих ограниченные возможности здоровья.  В нашем районе есть только одно учебное заведение, в котором выпускники с легкой умственной отсталостью могут получить профессии:  штукатур, маляр.

Мониторинг  жизнеустройства выпускников

КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы – интерната»

Учебный год

Всего выпускников

Продолжили обучение в ПУ

Трудоустроены

Инвалиды

Не обучаются, не трудоустроены

2011 – 2012   

           19            

        19

 

-

-     -

2012 – 2013

                22

          16

                -

              4

           2

2013 – 2014

            24

         21

           -

            1

       2

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы - интерната» видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция  к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.

Из общего количества выпускников школы - 30% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:

  • неконкурентоспособны на рынке труда;
  • вследствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющих данный диагноз существенно ограничены).

Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Актуальность данной  программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой  проблемой и   помочь в будущем выборе профессии. Профориентация - это научно обоснованная система  социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и  производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи  в выявлении и  развитии способностей,     склонностей, профессиональных и  познавательных  интересов в выборе профессии, а также  формирование потребности и  готовности к труду в  условиях рынка, многоукладности форм собственности и  предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную  работу  с  учащимися. В  различных видах  деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном  труде).      Профориентационное  направление  прослеживается в  плане  работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога,  учителей  трудового обучения, школьной  библиотеки, медработника.   

В образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья подготовка  к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в  школе проводится работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной  ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной  школы, ставящая целью не  только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Для систематизации мероприятий  профориентационной работы и более эффективного решения вышеуказанных задач КГБОУ «Ужурская общеобразовательная школа- интернат» разработала программу профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Цели программы:

  • Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
  • систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в  школе -интернате

Практическая значимость:

  • Разработанная  программа  может быть использована психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты работы и намеченные пути улучшения профориентационной работы привлекут внимание психологов и педагогов, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Программа решает задачи:

  • Изучить индивидуальные особенности  личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы деятельности.
  • Всесторонне изучить профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
  • Решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
  • Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, оказывать правовую и моральную поддержку детям из неблагополучных семей. Координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.
  • Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: центром занятости населения, профессиональными училищами, специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями

Принципы  реализации  программы:

1)Принцип  личностной  направленности (предполагает  выявление  способностей, интересов  и наклонностей  воспитанников,  определение  оптимального  пути  личностного развития  для   каждого   из них).

2) Принцип  толерантности  (терпимость к  мнению   людей, учет  их  интересов). 

3) Демократизм (предполагает  сотрудничество  педагога  и  ребенка).      

4) Учет возрастных, психологических  особенностей  детей.  Далее >>

Вход на сайт
Доступная среда
ФГОС УО учащихся
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz